ВЫБОР БУМАГИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Выбор бумаги для рисования не менее важен, чем выбор самих цветных карандашей. Только правильно подобранная бумага поможет в полной мере раскрыть потенциал карандашей и навык самого художника.
От параметров бумаги зависит количество слоёв пигмента, возможность вносить исправления, яркость и глубина рисунков, а также то, насколько долго ваши работы сохранят свой первоначальный вид.
Подходить к выбору бумаги ответственно имеет смысл как профессионалам, так и начинающим художникам. Последним особенно важно подобрать материалы, которые будут помогать, а не мешать в процессе обучения и творчества. Тем более, что бумага с необходимыми параметрами необязательно бывает дорогой.
Так как выбрать бумагу для рисования цветными карандашами? На какие параметры следует обратить внимание в первую очередь? Какую бумагу предпочесть, а какую лучше избегать начинающему художнику? Давайте разбираться!
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БУМАГИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Несмотря на то, что выбор бумаги во многом зависит от техники и предпочтений самого художника, есть ряд параметров, на которые стоит обратить внимание — это плотность, фактура, состав и наличие кислоты в составе бумаги.
Плотность бумаги
Наиболее важный из параметров, поверхностная плотность, измеряется в граммах на метр квадратный (г/м2, на английском - gsm). Чем выше плотность, тем больше слоёв пигмента можно будет нанести при рисовании, и тем более устойчивой будет бумага к оказываемому на неё воздействию, например, при стирании ластиком.
Плотность бумаги для рисования может лежать в достаточно широком диапазоне. К примеру, офисная бумага имеет плотность около 80 г/м2, ватман от 150 до 200, а акварельная может достигать 850 г/м2.
Для рисования цветными карандашами подойдёт бумага с плотностью от 200 г/м2. Такой плотности будет достаточно для большинства карандашных работ. Для рисунков, выполненных в технике реализма или гиперреализма лучше взять бумагу поплотнее, около 250 г/м2.
Фактура бумаги
Фактура бумаги также имеет значение и влияет на конечный результат. На рельефной поверхности получатся эффектные пейзажи, но на такой бумаге сложно добиться однородности и прорисовывать мелкие детали.
На слишком гладкой бумаге, напротив, с детализацией не будет сложностей, но из-за отсутствия выраженной фактуры пигмент карандашей может проскальзывать, плохо наслаиваться и собираться в комочки.
Конечно, при наличии определённого опыта рисовать можно как на гладкой, так и на рельефной бумаге, но оптимальным и более универсальным выбором для цветных карандашей станет умеренно гладкая бумага. Например, акварельная горячего прессования (hot pressed) или ватман.
Наличие кислоты
Учитывайте, что ватман желательно использовать для ученических работ или работ в стол, потому что такая бумага содержит лигнин, который под влиянием времени и внешних факторов окисляется. Такая бумага со временем может пожелтеть и стать хрупкой.
Для рисунков, которые вам хотелось бы сохранить надолго или повесить на стену, лучше предпочесть бескислотную или, как её ещё называют, архивную бумагу.
Об отсутствии кислоты в составе бумаги производители сообщают нам с помощью пометки «бескислотная» или «acid free». Если такой пометки нет, скорее всего, перед вами целлюлозная бумага с лигнином в составе.
Состав бумаги: целлюлоза или хлопок
Бумагу, подходящую для рисования карандашами, чаще всего изготавливают из хлопка или целлюлозы. Так как для рисования цветными карандашами состав бумаги не так важен, как для той же акварели, можно сэкономить, сделав выбор в пользу более бюджетной бумаги из целлюлозы.
Однако, если в процессе рисования планируется использовать воду или масляный растворитель для размытия пигмента, есть смысл выбрать хлопковую бумагу. Она лучше впитает размытый пигмент, будет меньше коробиться при рисовании и точно не пострадает от использования влаги.
ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Так как я рисую преимущественно реалистичные работы, мой выбор склоняется в пользу умеренно гладкой и очень гладкой бумаги. Большинство уроков курса выполнено на таких марках бумаги как Canson Iris Vivaldi, Fabriano Artistico, Clairefontaine PaintOn, Canson Bristol и Strathmore Bristol.
Две из них, Canson Bristol и Strathmore Bristol, я не могу рекомендовать начинающим, так как это - гладкая бумага и она требует определённого опыта рисования карандашами.
На курсе есть уроки, выполненные на бумаге Bristol, например, «Рождественский котёнок» и «Веточка голубики», на них вы можете познакомиться с особенностями рисования на гладкой поверхности.
Отдельно хочется сказать о бумаге Clairefontaine PaintOn. Эта бумага встречается в альбомах и бывает белой, кремовой (Naturel), серой (Gris), а также чёрной (Noir). Белая универсальна, кремовая будет идеальна для портретов животных и человека, серая и чёрная могут использоваться по вашему вкусу, например, для объёмных реалистичных натюрмортов и ботаники.
Примечательно, что обе стороны Clairefontaine PaintOn подходят для рисования цветными карандашами. Лицевая, умеренно рельефная, лучше подойдёт для пейзажей и натюрмортов. Обратная, более гладкая, для реалистичных рисунков с высокой степенью детализации и тонкой прорисовкой — портретов или ботаники.
А ещё эта бумага примечательна тем, что она принимает в себя огромное количество пигмента. С ней вам не придётся думать о том, получится ли нанести 5 или даже 10 слоёв пигмента. Эта бумага всё примет и всё стерпит. Даже после многократных правок ластиком она чувствует себя прекрасно.
Вообще, на своих уроках я намеренно применяла не только различные приёмы и техники, но и разные виды бумаги, чтобы вы смогли попробовать, сравнить и выбрать наиболее подходящий вам стиль рисования и бумагу.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Лучшая бумага для цветных карандашей — это та бумага, которая нравится и подходит лично вам, однако, наиболее универсальная имеет следующие характеристики:
плотность 200-250 г/м2 (gsm);
умеренно гладкая фактура (hot pressed);
целлюлоза или хлопок (если используется вода/растворитель);
бескислотная (acid free).
Если вы всё равно не знаете, с чего начать, и теряетесь в невероятном изобилии канцтоваров, возьмите старый добрый ватман и начинайте рисовать. Со временем и практикой вы обязательно найдёте для себя самую лучшую и любимую бумагу.
Вдохновения и радости от творчества! Остальное приложится :)
Автор статьи: Юлия Омельченко
Специально для проекта Artcolor.online
Я вообще нигде не могу купить Кансон Ирис Вивальди. А вот на Клерфонтейн карандаши на следующий день как будто впитываются, и белых точек становится больше, поэтому требуются новые слои. Попробую на изнанке.
Спасибо за статью! Очень полезно 👍 А вот бумагу для графики GrafArt от "Малевичъ" не пробовали? Она кремовая, 160 г/м.