Содержание:
ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ
Цветные карандаши — это удивительный инструмент художника и, пожалуй, один из самых недооценённых. Некоторые до сих пор не воспринимают их всерьёз, полагая, что рисование цветными карандашами — это детская забава, ведь большинство из нас впервые познакомились с ними именно в детстве. Однако, этот арт-материал предназначен не только для детей. При наличии определённого опыта и навыков, цветными карандашами можно создавать серьёзные, реалистичные картины, способные конкурировать с картинами, созданными с помощью масла или пастели.
Цветные карандаши обладают целым рядом преимуществ, благодаря которым с каждым годом становятся всё более популярными как среди любителей рисования, так и профессиональных художников. С тех пор как производители научились создавать светостойкие пигменты, сохраняющие десятилетиями оттенки в их изначальном виде, художники всё чаще стали делать выбор в пользу цветных карандашей, как своего основного арт-материала.
Карандаши портативны и долговечны, не требуют особого ухода и условий для хранения. Могут стать вспомогательным инструментом при работе с акварелью, пастелью или маркерами. Рисунок, выполненный цветными карандашами, можно в любой момент отложить и вернуться к нему, когда это будет удобно. Возможности этого материала практически безграничны и определённо заслуживают внимания. В этой статье я хочу поделиться накопленным за годы рисования опытом и познакомить вас чуть ближе с этим удивительным арт-материалом.
Каждый цветной карандаш состоит из корпуса и грифеля. Грифель является самой ценной частью. Именно он отвечает за возможности, которые открываются перед художником, когда тот берёт в руки карандаш. Упрощённо состав грифеля можно поделить на две части — пигмент и связующую. Пигмент определяет оттенок карандаша, связующая — вид карандаша и техники, применяемые при рисовании.
ВИДЫ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ
Не считая угольных и пастельных, которые являются отдельными видами арт-материалов, существует три основных вида классических цветных карандашей: графитовые, акварельные и масляно-восковые.
Графитовые. Именно с ними многие из нас впервые познакомились в детстве. Это — наиболее дешёвые и наименее качественные цветные карандаши. Их грифель состоит из белой глины и пигмента. Главным недостатком такого грифеля является его хрупкость — он часто ломается и даже может выпадать из корпуса. Производители позиционируют графитовые карандаши как инструмент для детского творчества. Однако, я не могу с ними согласиться. Детям сложнее контролировать давление, оказываемое при рисовании на карандаш, поэтому такие грифели в руках ребёнка будут ломаться особенно часто. Это может привести не только к быстрому расходу материала, но и к негативному отношению ребёнка к рисованию и творчеству, в целом.
Акварельные. В их состав входит водорастворимая основа, а также пигмент и иногда чернила. В отличие от графитовых, акварельные карандаши более прочные. Они отличаются яркостью и относительно мягким стержнем. При нанесении воды на штрихи, нанесённые такими карандашами, получаются акварельные эффекты. Существует заблуждение, что в их составе находится спрессованная акварель. Это не так. Состав акварельных карандашей значительно отличается от состава акварельных красок.
Вы не сможете полноценно заменить акварель карандашами, но сможете дополнить ими рисунок акварелью или нарисовать выразительные рисунки с эффектами акварели. Следует учитывать, что из-за особенностей связующей акварельные карандаши хуже наслаиваются, чем масляно-восковые. Также они могут понравиться детям, которые не рисуют в многослойной технике, зато любят краски и охотно пользуются кистью для размытия пигмента.
Масляно-восковые. Принято разделять между собой масляные и восковые карандаши, однако, в этой статье я объединила их в одну группу. Дело в том, что определение масляных или восковых карандаши получают не из-за наличия в составе связующей масла или воска, а из-за их пропорций. Как правило, в их составе присутствуют оба компонента. Просто в масляных карандашах в связующей преобладают масла, а восковых — воск. Но какие же из них лучше — масляные или восковые? На самом деле, на этот вопрос нет однозначного ответа. Всё зависит от предпочтений художника и от выбранной им техники рисования. Лично я использую в своих рисунках оба варианта и они прекрасно сочетаются друг с другом.
МАСЛЯНЫЕ И ВОСКОВЫЕ КАРАНДАШИ
Масляные карандаши, как правило, более твёрдые. Ими проще прорисовывать мелкие детали, они дольше сохраняют острый кончик и не требуют заточки так часто, как мягкие восковые. Однако, они менее эффективны в закрашивании крупных площадей и создании ровных заливок цветом. И масляные, и восковые цветные карандаши хорошо подходят для многослойной техники, но благодаря тому, что масло ложится на бумагу более тонким слоем, масляные позволяют наслаивать больше слоёв пигмента.
Восковые чаще всего отличаются мягкостью. Их пигмент хорошо смешивается и они быстрее закрашивают поверхность бумаги. Податливая и пластичная восковая связующая позволяет легко создавать плавные переходы и градиенты. Однако, такие карандаши хуже держат острый кончик и нуждаются в более частом затачивании. В целях экономии я рекомендую вам в процессе рисования регулярно поворачивать карандаш в руке, чтобы кончик грифеля стачивался равномерно и дольше сохранял свою остроту.
Из-за того, что восковые карандаши ложатся на бумагу довольно плотным слоем, с одной стороны, они больше ограничивают художника при наслаивании пигмента, но с другой, лучше подходят для рисования на тонированной бумаге, так как способны перекрыть её собственный цвет лучше масляных карандашей. Ими можно создавать яркие и выразительные картины даже на чёрной бумаге. Например, мастер-классы «Ирисы», «Серый котёнок» или «Тигр на чёрном фоне» были нарисованы на чёрной бумаге с помощью восковых Prismacolor Premier.
ПИГМЕНТ КАРАНДАШЕЙ
Теперь, когда мы разобрались со связующей, пришло время поговорить об ещё более важной части грифеля — пигменте. От качества пигмента зависят цвет, глубина и насыщенность оттенка, а также его светостойкость. Так как пигменты являются наиболее дорогостоящим компонентом, производители бюджетных марок зачастую экономят на их качестве и количестве. Из-за этого совсем дешёвые карандаши рисуют невыразительно и бледно, плохо наслаиваются и быстро выгорают на солнце.
СВЕТОСТОЙКОСТЬ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ
Светостойкость не является значимым параметром, если вы впервые знакомитесь с цветными карандашами, находитесь в процессе обучения, рисуете в стол или раскрашиваете раскраски. Она не влияет на красоту и насыщенность оттенков, зато очень сильно влияет на сохранность рисунков и стоимость карандашей.
Если вы не планируете вывешивать свои работы на стену, дарить их кому-либо или рисовать на заказ, вы можете сэкономить, не урезая возможности арт-материала, выбрав для себя менее светостойкие карандаши. Чуть ниже я расскажу о марках, производящих не светостойкие, но при этом качественные и весьма бюджетные цветные карандаши.
Если же вы планируете рисовать на заказ или годами любоваться ими на стенах вашего дома, вам придётся обратить внимание на этот параметр. Компании, выпускающие профессиональные марки карандашей, как правило, указывают уровень светостойкости на каждом отдельном карандаше, либо выкладывают на сайте таблицу светостойкости пигментов. Если такой информации нет, то такие оттенки, скорее всего, имеют низкую светостойкость. Также не стоит искать светостойкие пигменты в карандашах, продающихся дешевле 65 рублей за шт. Где-то в этом ценовом диапазоне начинают встречаться светостойкие оттенки.
КАКОЙ НАБОР КАРАНДАШЕЙ ВЫБРАТЬ НОВИЧКУ
Цветные карандаши продаются в наборах различных размеров: от 12 до 120 и даже 160 оттенков в одном наборе. Выбирая набор, стоит руководствоваться двумя факторами: размером бюджета и наличием/отсутствием опыта работы с карандашами. Если ваш бюджет сильно ограничен, лучше сделать выбор в пользу карандашей средней ценовой категории в наборе от 24 до 36 цветов. В рамках экономии и для получения первых навыков рисования этого будет достаточно.
Загонять себя в рамки 12 оттенков сразу же на старте, совсем не имея опыта, ровно как и замахиваться на максимально возможный набор карандашей, я не рекомендую. В первом случае вы будете чувствовать себя очень ограниченно. Не обладая умением видеть и смешивать различные оттенки на должном уровне, вам будет сложно добиться хороших результатов и вы можете решить, что цветные карандаши вам не подходят. Несмотря на то, что набора из 12 оттенков вполне достаточно чтобы создать практически любую работу, для этого необходимы опыт и определённый уровень навыка.
Например, эту «Тропическую лягушку» мы рисовали с учениками всего 5 оттенками, из них два были ахроматическими. Однако, рисовали лягушку мы на Продвинутом уровне, когда за плечами у учеников уже был определённый опыт. Процесс рисования в ограниченной палитре понравился всем, но некоторым такой опыт показался довольно сложным, хотя и интересным. Поэтому позже я создала несколько уроков рисования уже для Базового уровня, где палитра была чуть менее ограничена, но всё ещё лежала в рамках набора из 12 оттенков. Это «Веточка ежевики», «Цветок магнолии» и «Кленовый лист».
Не стоит также начинать знакомство с новым материалом с максимальных наборов. Во-первых, покупать их невыгодно для начинающих. Половину оттенков в таком наборе вы, скорее всего, не будете использовать. К тому же, слишком обширная палитра путает начинающих художников многообразием своих оттенков. Особенно поначалу, когда художник только развивает свой глазомер и восприятие цвета, учится видеть и различать оттенки.
КАК СОБРАТЬ ПАЛИТРУ КАРАНДАШЕЙ ПОШТУЧНО
Для начинающего художника выбор «правильного оттенка» из сотни имеющихся в наличии может стать непосильной задачей, способной сбить с толку. Вместо того чтобы сосредоточится на композиции, контрасте, анализе формы и светотени, придётся мучиться с выбором и поиском «того самого оттенка», который, как правило, так и не находится в палитре. Со временем, когда вы научитесь получать оттенки самостоятельно, с помощью смешивания, вы сможете легко ориентироваться в палитре любого размера.
Поэтому лучше оставить минимальные и максимальные наборы опытным художникам, а на старте, даже если у вас нет причин экономить, остановиться на золотой середине, выбрав наборы средней величины, состоящие из 48 или максимум 60-72 оттенков. Также можно собрать палитру поштучно.
Сделать это самостоятельно на старте довольно сложно, поэтому я поделюсь с вами выкраской своей основной палитры. Моя палитра составлена на основе Faber-Castell Polychromos, но вы можете подобрать похожие оттенки и в палитрах других марок. И не забудьте добавить в палитру несколько оттенков серого цвета, как холодных, с голубоватым подтоном, так и тёплых - с оттенком жёлтого цвета.
Конечно, это — не универсальная палитра, но она позволяет мне реалистично изображать практически всё, что нас окружает, от красочных натюрмортов до реалистичных портретов.
ЛУЧШИЕ ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ (МАСЛЯНО-ВОСКОВЫЕ)
Скажу сразу, этот список глубоко субъективен и основан на моём личном опыте и предпочтениях. Для начала, две самые любимые марки, ими выполнено большинство моих работ:
Faber-Castell Polychromos (профессиональные, масляные, c максимальной палитрой в 120 оттенков, твёрдостью H, универсальные и практически идеальные, мой личный ТОП-1),
Prismacolor Premier (профессиональные, восковые, с максимальной палитрой в 150 оттенков, среди которых встречаются уникальные оттенки, с мягкостью 5В, прекрасно смешиваются, хорошо пигментированы).
Отдельно хочется добавить ещё одну марку, заслуживающую вашего внимания:
Caran d'ache Pablo (профессиональные, масляные, твёрдостью напоминают Polychromos, имеют довольно интересную палитру из 120 оттенков, мягко наслаиваются, имеют отличные параметры).
Конечно, ни FC Polychromos, ни Pablo нельзя назвать бюджетными. Однако, качество, прочность и низкий уровень расхода при рисовании в результате делают их выгоднее многих марок, которые только кажутся дешевле. Если у вас есть возможность позволить себе на старте небольшой набор Polychromos из 24 - 36 оттенков — сделайте это! Так вы познакомитесь с действительно профессиональным инструментом, который поможет вам в процессе обучения и рисования. Заодно вы зададите определённую планку, на которую сможете смело ориентироваться в дальнейшем, при выборе новых карандашей.
Есть и другие профессиональные марки среднего ценового класса, на которые стоит обратить внимание:
Koh-i-noor Polycolor (масляно-восковые карандаши, ближе к восковым, средняя мягкость, достаточно яркие, максимальная палитра 144 оттенка)
Derwent Procolour (твёрдые восковые, 72 оттенка) и Coloursoft (очень мягкие восковые, 72 оттенка)
Lyra Rembrandt Polycolor (масляные, средняя мягкость, 72 оттенка)
Ещё более бюджетным, но всё ещё качественным выбором могут стать карандаши уровня хобби (и пусть вас это не смущает, они яркие и хорошо смешиваются, но не светостойкие):
Crayola (100 оттенков, мягкие и яркие карандаши)
Deli (72 оттенка, твёрдые масляные, прочные, в работе сильно напоминают Polychromos)
Brutfuner (160 оттенков, средняя мягкость, являются аналогом Arteza, имеют более хрупкий грифель, чем Deli и Crayola)
Есть ещё несколько профессиональных марок, достойных упоминания, однако, довольно высокая цена может сделать их непривлекательными для большинства рисующих:
Caran d'ache Luminance (76 оттенков, восковые, мягкие, имеют повышенную светостойкость, белый карандаш этой марки однозначно стоит попробовать)
Derwent Lightfast (100 оттенков, масляные, с повышенной светостойкостью)
Holbein (150 оттенков, масляно-восковые, средней мягкости с необычной палитрой и хорошей светостойкостью)
Отдельно я хотела бы упомянуть две заслуживающие внимание марки, имеющие, на мой взгляд, узконаправленное применение:
Derwent Drawing (всего 24 оттенка, очень мягкие восковые, выдержаны в натуральных естественных тонах, прекрасно подойдут для анималистики и изображения природы, я использую их в качестве вспомогательного набора)
Tombow Irojiten (100 оттенков, японские восковые, заявлены производителем как профессиональные, но имеют скорее среднюю светостойкость. Дают очень лёгкий штрих и имеют интересную, уникальную палитру. Хорошо подойдут любителям ботаники и неспешных, медитативных натюрмортов)
Так как большинством из упомянутых карандашей я пользуюсь лично, на моём YouTube канале есть на них подробные обзоры. Если какая-то из марок вас заинтересовала, загляните на канал в плейлист с обзорами и вы узнаете ещё больше об этих карандашах.
ЛУЧШИЕ ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ (АКВАРЕЛЬНЫЕ)
Так как в своих работах я использую преимущественно масляно-восковые карандаши, основной акцент в данной статье направлен именно на них. Однако, у меня есть некоторый опыт рисования и акварельными карандашами.
Моими первыми акварельными карандашами были Koh-i-noor Mondeluz. Следует заметить, это был замечательный старт. Это весьма бюджетные и при этом качественные карандаши. При рисовании достаточно мягкие и яркие как в сухом, так и в размытом виде. Если вы никогда раньше не рисовали акварельными карандашами и хотели бы попробовать себя в этой технике, приобретите упаковку на 24 - 36 оттенков. Этого хватит для начала. Mondeluz продаются в металлических и бюджетных, картонных упаковках. Карандаши в этих наборах идентичны по качеству, хотя и отличаются немного по внешнему виду корпуса. На них у меня также есть подробный обзор на канале.
Если вам понравится работать акварельными карандашами, обратите внимание на более серьёзный ценовой сегмент, в котором находятся такие марки как:
Staedtler Karat Aquarell Watercolour Pencils
Lyra Aquarell Watercolour Pencils
Ну и для совсем серьёзных намерений можно обратить внимание на Faber-Castell Albrecht Durer. Пожалуй, это одни из лучших акварельных карандашей на данный момент. Конечно, и у других производителей профессиональных марок найдутся достойные кандидаты, но я бы лично выделила именно эти. Также отдельного упоминания заслуживают чернильные акварельные Derwent Inktense. Это уникальные по своим свойствам акварельные карандаши. В состав грифеля Inktense входят чернила. Благодаря им пигменты карандашей при размытии приобретают особенно яркий и глубокий цвет. Думаю, стоит обратить на них внимание и приобрести хотя бы небольшой набор из 12 оттенков. Вполне возможно, что они станут для вас приятным открытием.
ЛУЧШИЙ БЕЛЫЙ И ЧЁРНЫЙ КАРАНДАШ
Напоследок хотелось бы поговорить о выборе белого и чёрного карандашей. Эти два цвета играют ключевую роль в создании ярких и реалистичных работ. Свои чёрные и белые карандаши я обычно покупаю и докупаю отдельно от наборов. Я использую белые сразу нескольких марок:
Faber-Castell Polychromos (твёрдый белый, достаточно яркий, хорошо подходит для прорисовки шерсти на тёмной бумаге)
Prismacolor Premier (мягкий и яркий белый, способный легко перекрыть тонированную бумагу и расставить акценты в работе даже поверх слоёв других пигментов)
Caran d'ache Luminance (яркий и мягкий, но чрезвычайно прочный, однозначно, один из лучших белых карандашей)
Derwent Drawing (мягкий и очень яркий белый карандаш)
Конечно, вам не нужно покупать все эти карандаши. Думаю, будет вполне достаточно взять один твёрдый и один мягкий из этого списка. Что же касается чёрного, то тут у меня один фаворит, это чёрный от Faber-Castell Polychromos. В дополнение к нему я изредка использую чёрный от Derwent Drawing.
Конечно, подбор подходящих инструментов для рисования не заканчивается на выборе карандашей, также важны бумага и дополнительные материалы, такие как точилки, сольвент, ластики и прочее. Сейчас вы можете их найти в разделе «Арт-материалы». Надеюсь, мой опыт окажется для вас полезным и поможет подружиться с моим любимым арт-материалом — цветными карандашами. Также вы можете принять участие в бесплатном уроке рисования «Торт с клубникой», чтобы ещё ближе познакомиться с карандашами.
ЕСЛИ СТАТЬЯ БЫЛА ВАМ ПОЛЕЗНА, ПОДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ!
СПАСИБО!
Автор: Юлия Омельченко
Специально для проекта Artcolor.online
ЗДРАВСТВУЙТЕ. С интересом прочитала Ваш обзор .Особенно меня интересуют белые карандаши для прорисовки усов и шерсти животных поверх черного графита. Какой из указанных карандашей все же лучше для этих целей?
Спасибо за подробный рассказ о карандашах, хотелось бы узнать какие воски в составе масляно восковых карандашей, нет ли пчелиного воска?
Большое спасибо за обзор! Уточните, пожалуйста, про карандаши Дели. Они маслянные. А в одном рисунке можно смешивать такие карандаши с восковыми, скажем с фабер кастиель. Или все же, если начал рисовать маслянными , то и закончи работу ими.
Спасибо за обзор! А какое ваше мнение по поводу карандашей Голдфабер?
😻Спасибо!