Сухая пастель — это тактильный и сыпучий материал, состоящий из пигмента и небольшого количества связующего вещества. Пастель невероятно пластична, легка в освоении, но требовательна к бумаге и способна раскрыться в полной мере только на правильно подобранной поверхности.
Поэтому при рисовании пастелью или пастельными карандашами выбор бумаги имеет решающее значение. Если цветными карандашами можно рисовать вполне комфортно на обычной бумаге среднего качества, то неудачный выбор бумаги для пастели, вероятнее всего, приведёт к разочарованию и напрасной трате материала.
От характеристик пастельной бумаги: фактуры, плотности, состава и цвета — зависит конечный результат работы, сохранность рисунков и то, насколько комфортным будет процесс рисования.
Чтобы знакомство с сухой пастелью прошло легко и приятно, и вы полюбили этот удивительный материал, я собрала в этой статье внушительный объём информации и полезные рекомендации. Материала получилось настолько много, что статью пришлось поделить на две части:
Как выбрать бумагу для пастели
В первой части вы узнаете о наиболее важных параметрах пастельной бумаги и о том, как сделать выбор. Во второй вас ждёт обзор популярных марок пастельной бумаги, анализ их возможностей и рекомендации по выбору и работе с ними. Прочитайте обе части до конца и у пастельной бумаги больше не останется от вас секретов.
КАКАЯ БУМАГА НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ПАСТЕЛИ
До того, как выбрать лучшую бумагу для пастели, давайте сразу отложим в сторону бумагу, которая точно не подходит для этой техники. Прежде всего, с пастелью не дружит гладкая и тонкая бумага.
Гладкая бумага не позволяет сухой пастели закрепиться на поверхности — пастель скользит и кусочки пигмента опадают с такой бумаги. Тонкая бумага, даже при наличии у неё рельефной поверхности, деформируется при малейшем воздействии, в результате пастель осыпается в процессе рисования и при последующем хранении.
Поэтому из списка бумаги, подходящей для пастели, сразу убираем следующие виды бумаги: для графики и черчения, офисную, маркерную, мелованную, акварельную горячего прессования и крафтовую.
Несмотря на то, что крафтовую бумагу иногда рекомендуют для работы с пастелью, углём или соусом, на мой взгляд она слишком тонкая и годится только для быстрых зарисовок и набросков.
Ключевыми параметрами при выборе бумаги для пастели являются:
ФАКТУРА ПАСТЕЛЬНОЙ БУМАГИ
Поскольку сухая пастель не способна впитываться, как акварель, или закрепляться на поверхности бумаги с помощью связующей, как масляная пастель или цветные карандаши, особую важность приобретает фактура бумаги.
Пастельная бумага должна обладать фактурой, способствующей адгезии пигмента на её поверхности. По типу фактуры всю пастельную бумагу можно условно поделить на две основные группы — текстурную (она же фактурная) и абразивную.
Текстурная, как правило, имеет сетчатую или ячеистую фактуру, которая помогает не только удерживать пигмент пастели, но и обладает собственным узором, придающим пастельным рисункам особую выразительность и характер. Узор текстурной бумаги варьируется по своей форме и глубине у различных марок.
Изготавливается текстурная бумага несколькими способами: осаждением бумажной массы на специальных узорчатых формах, войлочным прогоном или тиснением с помощью цилиндров, на которые нанесён специальный профиль.
Абразивная поверхность бумаги создаётся также несколькими способами — с помощью нанесения грунтовки или электростатическим напылением различных материалов (кварцевого песка, мраморной муки или ворсинок полиэстера) на тонкий слой клея.
Не стоит думать, что чем грубее и фактурнее абразивная бумага, тем больше пигмента она сможет удерживать. Например, моя любимая профессиональная абразивная бумага для пастели Pastelmat, с её мягкой бархатистой фактурой, удерживает значительно больше слоёв пигмента, чем самая грубая наждачная бумага.
Также пастелью иногда рисуют на акварельной бумаге. В этом случае фактура бумаги должна быть достаточно рельефной - руж/торшон (rough/torchon) или холодного прессования (cold pressed).
Наиболее бюджетным, но далеко не лучшим вариантом, может стать и обычная наждачная бумага, которую можно найти в любом строительном магазине. В таком случае стоит подбирать бумагу с умеренно мелким зерном. Мелкозернистая наждачная бумага удерживает 1-2 слоя пастели и не сточит мелки слишком быстро.
Неплоха сербская наждачная бумага «Зубр» (серая и коричневая) на бумажной основе. Оптимальным выбором в её случае будет зернистость 400, 600 и 800. Более мелкое зерно (1000, 1500) плохо держит слои пастели и на более зернистой (меньше 400) пигмент также осыпается.
Если у вас дорогая профессиональная пастель, рисовать ею на наждачной бумаге будет не самым лучшим и экономным решением, однако, для недорогих мелков (например, Подольской пастели) и первого знакомства с пастелью такой вариант вполне сгодится.
ЦВЕТ ПАСТЕЛЬНОЙ БУМАГИ
Среди прочих видов бумаги для рисования, пастельная отличается значительным разнообразием оттенков. Дело в том, что в пастельной технике оттенок бумаги имеет особое значение — нередко бумага проглядывает сквозь слои пастели и становится частью изначального замысла и композиции.
При этом, палитра оттенков текстурной бумаги заметно шире, чем абразивной. Для сравнения, у текстурной Canson Mi-Teintes 50 оттенков, а у абразивной той же фирмы Canson Mi-Teintes Touch всего 10.
Такая разница обусловлена тем, что на текстурной бумаге обычно рисуют в 1-3 слоя и не скрывают цвет бумаги полностью под многочисленными слоями пастели, как это делают на абразивной поверхности.
Так как оттенок бумаги принимает непосредственное участие в формировании рисунка, важно, чтобы в её составе не было лигнина и кислоты, а краситель не был подвержен выцветанию. У большинства профессиональных марок бумага не содержит кислоту и светостойкая. И всё же, не будет лишним убедиться в этом перед покупкой, найдя пометку «acid free» в описании параметров бумаги.
КАК ПОДОБРАТЬ ЦВЕТ БУМАГИ ДЛЯ ПАСТЕЛИ
С выбором оттенка бумаги каждый художник определяется, прежде всего, в соответствии с изначальным замыслом и чувством прекрасного. Однако, имеется ряд аспектов и принципов, которые стоит учитывать при выборе цвета бумаги.
Максимально универсальным и беспроигрышным выбором для начинающих станут холодные и тёплые оттенки серого цвета. На такой бумаге любые оттенки пастели будут смотреться выразительно и она подходит для большинства сюжетов — от натюрмортов и пейзажей до портретов людей и животных.
Далее можно будет обратить внимание на нейтральные по тону оттенки других цветов. Они приятно дополнят картины и не будут отвлекать на себя внимание зрителя.
Более опытные художники не ищут универсальных решений и используют разные оттенки бумаги для придания большей живописности и настроения своим работам. Так для зимних пейзажей подойдут нежные оттенки голубого цвета, для портретов питомцев — оттенок, перекликающийся с окрасом животного, а для портретов человека — с цветом кожи. Яркий солнечный свет и сияние летнего неба может подчеркнуть контрастный и глубокий оттенок индиго.
Вариантов выбора оттенка бумаги для пастели множество, однако, в целом всё можно свести к двум основным принципам. Оттенок бумаги:
либо дополняет рисунок, гармонируя с его цветовой гаммой;
либо создаёт контраст с доминирующим оттенком рисунка.
Начинающим художникам поначалу лучше избегать белой и чёрной бумаги, так как оба этих ярких оттенка оказывают наибольшее влияние на оттенки накладываемой пастели.
Даже среди опытных пастелистов белая бумага наименее популярна и реже остальных используется в работе. Также белую бумагу проще запачкать в процессе работы — любые огрехи и лишний пигмент отчётливо видны на белоснежной поверхности и портят работу.
Тем не менее, некоторые художники, зная, что яркие оттенки выглядят на белом фоне более насыщенными, придают с помощью такой бумаги особую сочность ягодам и фруктам в своих натюрмортах.
Чёрная бумага тоже непроста, но и ей находится применение. Важно помнить, что тёмные оттенки на чёрной бумаге всегда будут казаться менее выразительными, а светлые, напротив, более яркими.
На чёрной бумаге хорошо передавать лёгкость и прозрачность ботанических иллюстраций или глубину подводных сюжетов. Невероятно выразительно на чёрном фоне смотрятся и портреты различных животных, особенно монохромные.
Правда, в некоторых случаях чёрная бумага будет неудачным выбором для портретов человека. Полупрозрачные телесные оттенки на ней могут выглядеть тускло и приобретать нежелательный сероватый оттенок.
Кстати, то, что выглядит в рисунке как чёрная бумага, на деле может оказаться бумагой любого другого цвета, покрытой слоями чёрной пастели. Так, например, в мастер-классе «Бойцовская рыбка» я использовала Pastelmat оттенка антрацит, хотя у меня была в наличии бумага Canson Mi-Teintes Touch глубокого чёрного цвета. Но на слишком тёмной поверхности рыбка выглядела бы не такой яркой и светящейся. Поэтому я использовала тёмно-серый антрацит и уже затем закрасила фон вокруг рыбки с помощью чёрной пастели.
ПЛОТНОСТЬ БУМАГИ
Поверхностная плотность бумаги измеряется в граммах на метр квадратный (г/м2 или gsm). Бумагу, предназначенную или подходящую для рисования пастелью можно найти в диапазоне от 95 г/м2 (бумага для угля Strathmore 300 Charcoal) до 600 г/м2 (акварельная Stonehenge).
При выборе бумаги для пастели следует помнить, что сухая пастель, в отличие от красок, смешивается не на палитре, а прямо на листе бумаги, а значит, вам придётся наносить несколько слоёв пигмента и затем активно воздействовать на поверхность бумаги с помощью пальцев или растушёвок.
Слишком тонкая бумага не выдержит такого воздействия и не сможет удержать в себе много пигмента. Даже если такая бумага считается пастельной или подходящей для пастели, она предназначена скорее для угля и соуса, и то исключительно для набросков и несложных работ.
Для текстурной пастельной бумаги оптимальным будет показатель плотности в диапазоне от 130 до 160 г/м2, а для абразивной и акварельной от 300 г/м2 и выше.
СОСТАВ БУМАГИ
Состав бумаги для пастели имеет меньшее значение, чем цвет или фактура. И всё же на него стоит обратить внимание, если речь идёт о выборе текстурной бумаги — бумаги смешанного типа, состоящей из целлюлозы и хлопка. Чем выше процент содержания хлопка в составе такой бумаге, тем лучше.
Длинные волокна хлопка образуют более прочное сцепление, чем короткие волокна целлюлозы, поэтому процент хлопка в составе бумаги показывает, насколько бумага будет устойчива к физическому воздействию (смешиванию или стиранию ластиком).
Что касается абразивной бумаги, то в её случае нет особого смысла оценивать состав основы или напыления, разве что с позиции личных предпочтений художника и творческого замысла. Нельзя сказать, что одно напыление лучше другого, просто они разные и служат для разных задач.
Зато абразивную бумагу стоит проверить на устойчивость к влаге. Клей, на который напылялся абразив, даже после полного высыхания на производстве, иногда может повторно размываться водой или спиртом, поэтому некоторые виды абразивной бумаги плохо переносят или совсем не выдерживают контакта с влагой (например, Sennelier Pastel Card).
Что касается акварельной бумаги для рисования, то её состав в случае рисования пастелью, также не имеет особого значения. Акварельная бумага достаточно плотная, чтобы выдерживать смешивание сухой пастели, даже если она состоит из 100% целлюлозы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Во второй части статьи — «Большой обзор бумаги для пастели», вы познакомитесь с параметрами и особенностями бумаги от наиболее известных производителей.
Вы можете оставлять под статьями комментарии, задавать вопросы и делиться личным опытом рисования теми или иными материалами.
Автор статьи: Юлия Омельченко
Специально для проекта Artcolor.online
Comments