Derwent Lightfast — профессиональные масляные цветные карандаши. Это — первые карандаши Derwent на масляной основе. Ранее компания производила цветные карандаши, связующая которых состояла преимущественно из воска.
ПАРАМЕТРЫ DERWENT LIGHTFAST
Lightfast имеют привычные для карандашей Derwent параметры. Толщина грифеля составляет 4 мм, а корпуса — 8 мм. Корпус карандашей выполнен из качественной древесины, которая отлично точится в любой точилке и канцелярским ножом.
Карандаши продаются как поштучно, так и в наборах по 12, 24, 36, 48, 72 и 100 оттенков — в стандартных жестяных коробках и в подарочных, деревянных. В каждом наборе можно найти буклет, содержащий подробную информацию обо всех оттенках Lightfast, их светостойкости и пигментном составе. Оттенки карандашей содержат от одного до пяти пигментов, что вполне приемлемо для цветных карандашей.
Открытый пигментный состав — это что-то новое в мире карандашей. Обычно такой информацией сопровождаются краски. На самом деле, от информации о пигментном составе карандашей практической пользы мало. Всё же это не акварель, пигментный состав которой крайне важен и требует особого внимания.
Впрочем, если производитель решил поделиться с нами информацией о пигментном составе карандашей, почему бы и нет? Впрочем, лучше бы он поделился кое-какой другой информацией, но об этом чуть позже.
Дизайн Lightfast незначительно отличается от остальных линеек карандашей Derwent. Вместо привычного окрашенного корпуса виден цвет дерева, а кончики карандашей довольно точно передают их оттенки. Информация на корпусе включает в себя название и степень светостойкости оттенков. Маркировка хорошо различима и нанесена на дерево с помощью тиснения, а значит, не сотрётся со временем.
ПРОЧНОСТЬ ГРИФЕЛЯ
Куда важнее внешнего вида карандашей то, что Derwent Lightfast — достаточно прочные карандаши, что как никогда актуально, ведь речь идёт о дорогом материале. Очевидно, компания учла проблемы с прочностью другой своей линейки — Coloursoft, и сделала всё, чтобы у Lightfast такой проблемы не было.
Грифели карандашей хорошо закреплёны и проклеены изнутри, что гарантирует их целостность даже в том случае, если вы нечаянно уроните карандаш. Не уверена, что Lightfast такие же бронебойные как FC Polychromos, но точно самые прочные из всех карандашей Derwent.
При затачивании не было замечено никаких проблем с ломкостью или расслоением грифеля. Грифель Lightfast имеет крепкий, качественный и однородный состав.
ПАЛИТРА КАРАНДАШЕЙ LIGHTFAST
Несколько лет назад, когда Lightfast были впервые представлены широкой публике, их палитра насчитывала всего 36 оттенков, ещё 36 проходили тестирование на светостойкость. На момент написания статьи, в 2022 году, полный набор Derwent Lightfast насчитывает уже 100 оттенков. И это действительно великолепная палитра.
В составе палитры присутствует большое количество глубоких, выразительных оттенков синего, фиолетового, красного, зелёного и коричневого цвета. Другими словами, глубокие оттенки представлены в каждом цвете. Радует также богатый выбор сероватых и чёрных оттенков.
Однако, далеко не каждый рисующий может позволить себе полную палитру профессиональных карандашей, особенно если речь идёт о Derwent Lightfast. Поэтому будет разумно проанализировать и промежуточные палитры из 24, 36 и 48 оттенков.
С одной стороны хорошо, что эти наборы не перенасыщены обилием жёлтых и оранжевых оттенков, чем нередко грешат многие производители. Также плюсом является хороший выбор коричневых и приглушённых зелёных оттенков. Набора из 24 или 36 оттенков хватит чтобы написать полноценный портрет человека с любым оттенком кожи и волос. Вообще, складывается ощущение, что небольшие палитры собирались с учётом интересов портретистов.
А вот любителям ботаники, пейзажей и яркой анималистики будет, пожалуй, тесновато в рамках промежуточных наборов. Особенно это касается наборов из 24 и 36 оттенков. В них остро ощущается нехватка красных и синих оттенков. При этом в таких наборах зачем-то присутствует малоактуальный серебряный и сразу несколько бледных оттенков.
Мне кажется, не стоит добавлять в небольшие наборы сразу много бледных оттенков. Например, в наборе из 36 оттенков, таких карандашей целых шесть. Часть из них можно было бы заменить чистым синим и глубоким красным оттенком. Безусловно, пастельные оттенки у Lightfast очень нежные и красивые, но их нельзя назвать оттенками первостепенной важности, там более в ограниченной палитре.
Конечно, производителю виднее, как составлять палитры наборов, но мне кажется, что при покупке промежуточного набора, у рисующего должна быть возможность нарисовать рисунок в любой тематике, без необходимости докупать базовые оттенки.
ПОВЕДЕНИЕ ПРИ РИСОВАНИИ
Ощущения при рисовании. Скажу сразу, Derwent Lightfast — одни из самых приятных в работе карандашей, которые мне доводилось держать в руках. А в моих руках за годы рисования побывало более двух десятков различных марок цветных карандашей.
Максимально близкими по ощущениям при рисовании мне показались не Caran d'ache Luminance, как я ожидала, а Caran d'ache Pablo. Derwent Lightfast мягко скользят по бумаге, не шуршат и охотно отдают пигмент. Рисовать этими карандашами — сплошное удовольствие.
Слои и смешиваемость. Lightfast очень хорошо смешиваются и наслаиваются. В этом плане они очень напоминают Luminance. Думаю, портретисты высоко оценят возможности этих карандашей создавать мягкие переходы и ровные заливки. Эти карандаши прекрасно сочетаются с другими профессиональными карандашами на масляной и восковой основе.
При наслаивании карандаши практически не пылят. С поверхности бумаги удаляются не хуже, чем любые другие цветные карандаши. Для удаления пигмента цветных карандашей я пользуюсь электрическим ластиком. Он максимально эффективен для данной цели. В рисунке «Жаба», выполненном Lightfast, я использовала электро-ластик для создания дополнительной текстуры кожи земноводного.
Яркость и насыщенность. Следует отметить, что карандаши Derwent Lightfast очень хорошо пигментированы. Благодаря этому они охотно отдают пигмент, даже при самом лёгком нажатии, и покрывают бумагу ярким слоем пигмента. Благодаря высокому содержанию пигмента, карандаши будут смотреться выразительно не только на белой, но и на тонированной бумаге.
Посторонних вкраплений пигмента в составе грифелей замечено не было. Отдельно хочется сказать об оттенке Wheat, на который ранее жаловались многие художники. У меня на тесте было два карандаша этого оттенка, оба имели однородный цвет, без признаков вкраплений. Либо мне повезло, либо Derwent пересмотрели и исправили состав этого оттенка.
Ещё я обратила внимание на то, что карандаши Derwent Lightfast очень неплохо рисуют поверх нескольких слоёв пигмента. Причём, как тёмными оттенками поверх светлых, так и наоборот. Конечно, не до такой степени, как пастель, но достаточно хорошо, чтобы позволить при рисовании внести дополнительную детализацию.
Расход при рисовании. Учитывая мягкость Derwent Lightfast я была готова к довольно высокому расходу карандашей. Однако, когда я сделала выкраску и закончила тестовую работу, выполненную в многослойной реалистичной технике, я поняла, что расход у этих карандашей скорее умеренный. При этом я регулярно подтачивала карандаш чтобы он сохранял острый кончик, так как в рисунке было много мелких деталей.
ЧЁРНЫЙ И БЕЛЫЙ КАРАНДАШ
Отдельного упоминания достойны белый и чёрный карандаши Lightfast. Белый карандаш, яркий и укрывистый, вполне способен сравниться с признанным лидером среди белых карандашей — белым от Caran d'ache Luminance.
Чёрных оттенков в палитре Derwent Lightfast несколько. Например, в наборе из 36 оттенков есть чёрный с зелёным и с фиолетовым подтоном. Все оттенки чёрного глубокие, насыщенные и раскрывают свой потенциал не в выкраске, а уже в работе, при взаимодействии с другими оттенками. Классический чёрный также очень яркий.
СВЕТОСТОЙКОСТЬ DERWENT LIGHTFAST
Derwent Lightfast были изначально задуманы как линейка максимально светостойких цветных карандашей, которые будут отвечать даже самым высоким требованиям профессиональных художников.
Согласно международным стандартам светостойкости карандашей ASTM D-6901 производителю удалось собрать палитру из 100 оттенков, среди которых нет ни одного, чья светостойкость составляла бы менее 50 лет.
Большая часть оттенков Lightfast способна сохранить свой первоначальный вид на протяжении 100 лет. Это актуально для рисунков, выполненных на бескислотной бумаге (acid free), находящихся в условиях благоприятных для хранения музейных экспонатов, то есть без сильных перепадов температуры и контакта с прямыми солнечными лучами.
СТОИМОСТЬ КАРАНДАШЕЙ
Светостойкие пигменты стоят достаточно дорого, поэтому стоимость карандашей напрямую зависит от качества и количества пигмента в грифеле. Derwent Lightfast — это светостойкие и высокопигментированные цветные карандаши, поэтому и цена у них кусачая. А ещё не стоит забывать, что производство Derwent расположено на территории Великобритании, что дополнительно увеличивает цену всей продукции.
На данный момент Derwent Lightfast – это самые дорогие цветные карандаши. Они немного дороже швейцарских Luminance и более, чем вдвое, дороже Faber-Castell Polychromos. Чтобы понять стоят Lightfast таких денег или нет, стоит рассмотреть все плюсы и минусы этих карандашей.
ПЛЮСЫ DERWENT LIGHTFAST
Список плюсов, которыми могут похвастаться Derwent Lightfast:
выдающаяся светостойкость;
высокое содержание пигмента;
прочный грифель с проклейкой;
отлично наслаиваются и смешиваются;
дарят приятные ощущения при рисовании;
позволяют наносить светлые оттенки поверх тёмных;
яркий белый и чёрный карандаш;
умеренный расход;
подходят для мелкой прорисовки;
шикарная палитра, выдержанная в натуральных тонах.
МИНУСЫ DERWENT LIGHTFAST
Минусы:
ЦЕНА (!);
палитра небольших наборов недостаточно уникальна;
заметный восковой налёт;
искривления корпуса.
Некоторые карандаши имеют заметное искривление корпуса. В большинстве случаев этот дефект незначителен, но два карандаша из 36 были искривлёны достаточно сильно. Я добавила этот аспект к минусам. Всё же в карандашах с настолько высокой стоимостью не должно быть подобных дефектов.
ВОСКОВОЙ НАЛЁТ DERWENT LIGHTFAST
Да, в минусах масляных Derwent Lightfast действительно числится восковой налёт. Перед вами выкраска на чёрной бумаге, которую я сделала заранее, за несколько месяцев до написания статьи. На выкраске видно, насколько сильно за это время пигмент карандашей покрылся восковым налётом. Особенно хорошо это заметно на тёмных оттенках.
Параллельно были сделаны аналогичные выкраски других карандашей: Prismacolor, Coloursoft и Pablo. Первые две марки ожидаемо покрылись восковым налётом, но даже жирные восковые Prismacolor и Coloursoft не выдали такой слой воскового налёта, как Derwent Lightfast.
Как восковой налёт мог появиться на масляных карандашах? На самом деле, мог. Связующие всех масляных и восковых цветных карандашей содержат в своём составе и масло, и воск. К восковым или масляным карандаши относят не из-за наличия в них масла или воска, а из-за их пропорций.
Поэтому, собственно, по сети до сих пор гуляет заблуждение о том, что Koh-i-noor Polycolor – это масляные карандаши. На самом деле в составе их связующей воска и масла примерно поровну, что подтверждает сам производитель. Вероятно, в случае с Derwent Lightfast ситуация та же.
Как правило, качественные масляные карандаши содержат совсем незначительное количество воска. Настолько небольшое, что на рисунках, выполненных такими карандашами не появляется восковой налёт.
Судя по количеству воскового налёта на выкраске Derwent Lightfast, воска в составе этих карандашей более, чем достаточно, хотя и заявлены они производителем как масляные карандаши. Получается, что производитель лукавит.
Я не хочу сказать, что восковые карандаши хуже масляных, они просто немного разные в рисовании. И, да, на поверхности рисунков, нарисованных восковыми карандашами, со временем образуется восковой налёт.
На самом деле, это не катастрофа. Восковой налёт довольно легко удалить, если, например, протереть работу мягкой тряпочкой. Также появление налёта можно предотвратить, нанеся на готовый рисунок слой специального фиксатива.
Тем не менее, было бы хорошо, если бы производитель честно заявлял о наличии значительного количества воска в составе профессиональных карандашей и о возможном появлении воскового налёта.
Зная об этом аспекте, художники, работающие на заказ или для галерей, могли бы защитить свои работы фиксативом и тем самым избежать неприятных сюрпризов. Например, общения с недовольными клиентами, обнаружившими белый налёт на любимых картинах.
ВЫВОДЫ И ОЦЕНКА КАРАНДАШЕЙ
Я никогда не была ярой поклонницей продукции Derwent. Несмотря на то, что у кампании есть интересные линейки карандашей, ни одну из них я до сих пор не рассматривала, как свой основной арт-материал. Derwent Drawing не в счёт, их я люблю, но использую в качестве дополнительного материала. Остальные наборы Derwent приобретались мною только для обзоров и никогда больше не докупались поштучно.
Скажу честно, если бы мне не прислали набор Lightfast, сама я бы не решилась потратить столь значительную сумму лишь для того чтобы написать обзор на эти карандаши. Поэтому я вдвойне признательна компаниям MPM-ART и Derwent за возможность познакомиться с Derwent Lightfast и сделать непредвзятый обзор.
Несмотря на цену и восковой налёт, в эти карандаши я влюбилась буквально с первого взгляда, а точнее, с первого рисунка и выкраски. Derwent Lightfast — это дорогой и действительно профессиональный материал премиум-класса. Роскошные светостойкие оттенки, мягкое скольжение по бумаге и великолепное смешивание покорили меня и моё сердце дрогнуло. Главное, стараться не думать о том, что к этим прекрасным карандашам прилагается соответствующая стоимость.
Заслуживают эти карандаши вашего внимания или нет — решать только вам. От меня Derwent Lightfast получают 9 из 10 баллов и, что важнее, постоянное место в моей основной палитре. А вам случалось рисовать этими карандашами? Поделитесь своим опытом и наблюдениями в комментариях.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?
ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!
СПАСИБО!
Автор статьи: Юлия Омельченко
Специально для проекта Artcolor.online
на счет качества у лайтфастов такая же проблема как и всегда с карандашами дервент. куча плохо центрированых, у меня в пяти карандашах из 100 были пустоты в грифеле, так же как и вкрапления посторонних цветов. мне не хватает нормальных розовых цветов в этой палитре. хоть бы один нормальный лососево розовый сделали не говоря уже о светлой маженте и прочих. а вообще дико бесит наличе кучи оранжево коричневых цветов которые различаются только на полтона. но надо отдать должное лайтфастам темные оттенки у них самые темные из всех проф. карандашей. и есть очень красивые и необычные цвета, которых не встретишь в других карандашах.
Здравствуйте. У меня один карандаш, Scarlet, имеет посторонние вкрапления темного цвета
у меня есть белый. и нежный лавандовый, которого мне в фаберах не хватало
У меня есть Лайтфасты, набор 24 цвета, плюс докупала отдельно нужные цвета - действительно очень не хватало ярко-красного, чистого глубокого синего, теплого зеленого, а в поштучной продаже там цвета просто роскошные есть. Очень нравятся эти карандаши. Бонусом еще идет изумительный кедровый аромат при открытии коробки. Вот, хоть я сейчас и переключилась на акварель, но что-то захотелось взять в руки и карандаши.
Большое спасибо за обзор! Получается, если мне очень нравятся призмы и люминансы, а полихромосы и пабло - гораздо меньше, на лайтфасты можно больше и не засматриваться? ))