Содержание:
ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА В ЖИВОПИСИ
На первый взгляд температура цвета может показаться сложной и запутанной темой, но без неё невозможно существование того, что мы называем изобразительным искусством, включая графику и живопись. Так почему цветовая температура так актуальна для художников и дизайнеров?
Во-первых, температурный контраст помогает художникам передавать на плоской поверхности листа ощущение объёма и пространства. Однако главная причина, всё же кроется в том, что цвета, а также их сочетания способны вызывать у зрителя определённые ассоциации и настроение.
Это — факт, доказанный исследованиями. Восприятие картины или дизайна во многом зависит именно от цветовой гаммы и температуры оттенков. К примеру, тёплые цвета могут подарить ощущение тепла, комфорта, летнего зноя, а также передать энергию или враждебность сюжета картины. Холодные, напротив, чаще ассоциируются у нас с прохладой, спокойствием и могут навевать грусть.
Такие ассоциации не случайны и во многом подкрепляются окружающими нас природными явлениями. Например, желтоватый свет Солнца и оранжевый костёр — тёплые, а голубой лёд и сизый туман — холодные.
Чтобы управлять эмоциями зрителя и оказывать на него определённое впечатление художники годами изучают и практикуют работу с цветом, а корпорации вкладывают целые состояния в разработку фирменного стиля. Манипуляция настроением зрителя с помощью цвета — это целая наука и искусство. Особенно преуспели в этом талантливые импрессионисты (Клод Моне, Константин Коровин, Эдгар Дега), которые ставили перед собой задачу прежде всего выразить ощущения, а уже затем передать достоверность и реалистичность в своих картинах.
Например, в «Утёнке», одном из последних своих уроков, я намеренно использовала преимущественно тёплые оттенки. Так как и утёнок, и вода выполнены в тёплой цветовой гамме, между ними нет чёткого температурного контраста. Благодаря этому обе части картины объединяются и в рисунке ясно читается ощущение солнечного летнего дня. Если бы я хотела сделать акцент на утёнке, а не общем настроении рисунка, я бы нарисовала воду более прохладного изумрудного или голубого оттенка. Но помните, для сохранения выразительности рисунка, в нём непременно должен присутствовать светотеневой контраст.
Определение температуры оттенков в изобразительном искусстве во многом основывается на психологии цветового восприятия человека. Но такой подход слишком размыт и субъективен. За более конкретными определениями лучше обратиться к науке и неизменному помощнику художника — цветовому кругу.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ И ФИЗИКА ЦВЕТА
Упрощённый вариант цветового круга состоит из шести цветов — трёх основных (красного, жёлтого и синего) и трёх производных от них (оранжевого, фиолетового и зелёного). Такой круг строится согласно цветовой модели RYB (Red Yellow Blue), которая уходит корнями в Эпоху Возрождения. Впервые его описал в своей работе «К теории цвета» Иоганн Вольфганг фон Гёте — известный немецкий писатель, мыслитель, философ и автор знаменитого «Фауста».
Позднее RYB-модель легла в основу небезызвестного среди художников круга Иттена. Несмотря на то, что такой круг не вписывается в современные представления о восприятии спектра видимого света, он всё ещё актуален и его культурное влияние сложно переоценить. Во многих художественных учебных заведениях именно RYB-модель цветового круга преподаётся как основная и наиболее понятная для смешивания пигментов.
Все шесть цветов, составляющие упрощённый цветовой круг, можно считать условно нейтральными, так как в их случае мы имеем дело с локальными, чистыми цветами без подтонов и оттенков, которые появляются под воздействием окружающей среды. Впервые понятие локального цвета определил и ввёл в обиход наблюдательный и гениальный Леонардо Да Винчи.
Оттенок — это градация цветового тона в пределах одного цвета (пример, малахитовый, изумрудный и салатовый — это оттенки зелёного цвета).
Подтон — это различимая примесь дополнительного цвета в основном цвете/тоне. В случае с температурой цвета наиболее важен именно подтон.
Помимо круга нам понадобится ещё немного теории из современной физики, а точнее оптики. Изначально мы воспринимаем цвет благодаря световым волнам различной длины, при этом каждый цвет спектра имеет свою длину волны. Как правило, чем длиннее световая волна — тем теплее нам кажется цвет, и напротив, чем она короче — тем цвет воспринимается холоднее.
Самые длинные волны у красного цвета — от 625 до 740 нанометров, который воспринимается нами как наиболее тёплый, а самые короткие — у фиолетового. Вместе с цветовым кругом оптика поможет нам разобраться с температурой цвета.
ТЕМПЕРАТУРА ЦВЕТА: АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
В некоторых источниках можно увидеть, как цветовой круг делится пополам — на тёплую и холодную зону. В таких случаях красный, жёлтый и оранжевый относят к тёплым цветам, а синий, фиолетовый и зелёный — к холодным. Самым холодным в этом случае считается синий цвет, а самым тёплым оранжевый. Кстати, оранжевый — это единственный цвет, оттенки которого вообще не бывают холодными. Об этом мы поговорим чуть ниже.
Однако, такого разделения недостаточно для определения и применения параметров теплохолодности. Ведь бывают, к примеру, тёплые оттенки синего цвета и холодные оттенки красного. Они не вписываются в эту схему.
На самом деле, существует два типа температуры цвета — абсолютная и относительная. Упомянутое выше деление круга пополам на тёплые и холодные зоны — это демонстрация абсолютной температуры цвета. Иногда её ещё называют «температурой цвета».
Художников и дизайнеров, как правило, интересует относительная температура, она же «температура оттенков». Когда речь заходит о температурном контрасте в живописи или о холодной и тёплой палитре оттенков, подразумевается именно относительная температура цвета.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОВОГО КРУГА
В природе чистые локальные цвета практически отсутствуют. Как правило, мы имеем дело с их оттенками, имеющими тот или иной подтон, который в свою очередь и отвечает за температуру цвета. Таким образом, все цвета RYB-круга, за исключением упомянутого выше оранжевого, могут встречаться как в виде тёплых, так и холодных оттенков. Причём, тёплых и холодных относительно условно нейтрального, локального цвета, на основе которого они образованы.
Давайте посмотрим на примере шести цветов, как получаются холодные и тёплые оттенки. Так как нас интересует относительная температура цвета, для начала нам следует найти отправную точку — цвет, относительно которого мы будем определять температуру оттенков.
Для удобства я разделила цветовой круг на шесть условных секторов, в каждом из которых доминирует один локальный цвет. Сектора разбиты на множество частей и демонстрируют более плавные переходы из одного оттенка в другой.
Цвета, максимально приближенные к локальным цветам, расположены примерно по центру секторов. Для наглядности они обозначены кружочками. Следует понимать, что речь идёт о примерном местоположении условно нейтральных цветов.
ОТТЕНКИ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА
Давайте начнём с жёлтого цвета, как одного из базовых. Сверху по центру находится условно нейтральный жёлтый цвет. Справа и слева от него расположены палитры холодных и тёплых оттенков. Под палитрами виден цвет подтона, который оказывает влияние на температуру жёлтых оттенков.
Подтонами для цвета всегда служат соседние с ним цвета, в случае с жёлтым это — оранжевый и зелёный. Оранжевый является более тёплым, чем жёлтый, а зелёный более холодным - поэтому жёлтые оттенки, лежащие ближе к оранжевому, будут считаться тёплыми, а ближе к зелёному — холодными.
То есть, если при рисовании вы захотите получить тёплые жёлтые оттенки, вам нужно будет добавить к выбранному жёлтому оттенку немного оранжевого или красного. Последний не является соседним цветом для жёлтого, но так как сам оранжевый получается при смешении жёлтого и красного, для изменения температуры жёлтого цвета можно использовать оба оттенка. Тоже самое касается и холодных оттенков жёлтого. Чтобы их получить, следует добавить к жёлтому зелёный или синий пигмент.
Другими словами, если в качестве цвета подтона выступает дополнительный цвет (оранжевый, фиолетовый или зелёный), то для изменения температуры локального цвета может использоваться как сам дополнительный цвет, так и базовый, на основе которого он был получен.
ОТТЕНКИ КРАСНОГО ЦВЕТА
В качестве подтонов для красного цвета служат соседние к нему фиолетовый и оранжевый цвет. Так как оранжевый теплее фиолетового, то и оттенки с примесью оранжевого будут считаться тёплыми, а с примесью фиолетового — холодными.
Так как оранжевый и фиолетовый являются дополнительными цветами, для получения тёплых красных оттенков нужно добавлять оранжевый или жёлтый пигмент, а для холодных — фиолетовый или синий.
ОТТЕНКИ ФИОЛЕТОВОГО ЦВЕТА
С фиолетовым тоже всё просто. На цветовом круге рядом с ним расположены красный и синий цвет, они же и будут выступать в качестве его подтонов. Оттенки фиолетового с примесью красного будут считаться относительно тёплыми, а синего — холодными.
Обратите внимание! Рядом с фиолетовым расположены и выступают в качестве подтонов базовые цвета, которые не являются производными от других цветов. Поэтому на практике для получения чистых фиолетовых оттенков различных температур мы добавляем только красный или синий, не затрагивая соседние с ними оранжевый и зелёный.
ОТТЕНКИ ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА
Аналогично составляются палитры и для зелёного цвета. В качестве подтона для зелёного могут выступать синий или жёлтый. Оттенки зелёного, находящиеся со стороны синего цвета, будут холодными, а со стороны жёлтого — тёплыми. Также на температуру зелёных оттенков влияет насыщенность. Чем более насыщенными будут оттенки зелёного, тем теплее они будут нам казаться.
Соседние для зелёного синий и жёлтый являются базовыми цветами, их и следует добавлять при рисовании для получения различных оттенков зелёного. По сути мы просто усиливаем концентрацию одного из двух базовых цветов, которые лежат в основе зелёного цвета. Это актуально и для упомянутого выше фиолетового цвета.
На самом деле, оранжевый или фиолетовый также можно добавлять к зелёному. Но оба этих цвета содержат частички красного пигмента, комплиментарного зелёному. Поэтому образовавшиеся при смешивании оттенки могут получиться грязноватыми, с коричневатым подтоном. Ничего страшного в этом нет! В реалистичном рисовании нередко нужны именно такие, приглушённые оттенки. Однако, хорошо уметь получать их целенаправленно, а не случайным образом.
ОТТЕНКИ СИНЕГО ЦВЕТА
До сих пор всё с температурой всё было логично и легко. И кажется, зачем в самом начале упоминалась оптика и длина цветовых волн? А что вы скажете по поводу синего цвета? Давайте посмотрим, что происходит в его случае.
Рядом с синим располагаются дополнительные цвета — фиолетовый и зелёный. Оба эти цвета можно считать условно нейтральными, так как образованы в результате смешивания холодного синего и тёплого красного или жёлтого цвета. Так какой из этих подтонов будет отвечать за тёплую гамму, а какой за холодную?
На самом деле все оттенки синего, без исключений, будут считаться относительно более тёплыми, чем локальный синий цвет. Чистый синий является максимально холодным и любая примесь делает его теплее. И всё же, оттенки синего можно поделить на относительно более тёплые и более холодные.
Логично было бы предположить, что оттенки синего, содержащие фиолетовый подтон должны считаться более тёплыми, так как фиолетовый представляет из себя сочетание синего и максимально горячего по температуре красного. Тем не менее,
палитра синих оттенков с фиолетовым подтоном будет относительно более холодной, чем палитра с зелёным подтоном
Объяснить этот феномен нам поможет оптика. Волны фиолетового цвета более короткие, чем зелёные а потому кажутся нам более холодными.
ОТТЕНКИ ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА
Напоследок ещё одно исключение из правил. Оранжевый — единственный из шести цветов, для которого мы не получится составить палитру холодных оттенков. Располагающиеся рядом с ним красный и жёлтый, являются для него подтонами. Оба этих цвета согласно схеме абсолютных температур относятся к тёплым и в сочетании с оранжевым дают две гаммы тёплых оттенков.
Если сравнивать эти палитры между собой, то палитра оттенков с красным подтоном будет иметь относительно более высокую температуру и выглядеть чуть теплее. Так или иначе, любые оттенки оранжевого принять считать тёплыми.
ТЕМПЕРАТУРА АХРОМАТИЧЕСКИХ ЦВЕТОВ
Отдельно следует упомянуть также ахроматические цвета — белый, чёрный и серый. Изначально считается, что все чистые ахроматические цвета нейтральны и не имеют температуры. Поэтому добавление ахроматических цветов приглушает исходную температуру любого цвета, делая изначально холодные оттенки теплее, а тёплые, напротив — холоднее.
Это правило очень легко запомнить. Представьте два стакана с водой, в одном из которых ледяная вода — холодные оттенки, а в другом кипяток — тёплые оттенки. Ахроматические оттенки — как стакан воды комнатной температуры. В какой бы из стаканов вы её ни добавили, она смягчит температуру в обоих случаях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ТЕМПЕРАТУРА ЦВЕТА
Пользуясь цветовым кругом, а также знаниями оптики, вы без труда сможете подобрать тёплую и холодную гамму для любого локального цвета. Теперь дело за практикой. Умение различать температуру оттенков на глаз, а также смешивать и получать новые оттенки развивается только в процессе рисования. Изучая теорию и регулярно практикуясь, вы обязательно научитесь видеть и получать более широкий спектр оттенков, а ваши рисунки станут более выразительными и вы сможете передать в них не только красоту окружающего мира, но и настроение, ощущения и эмоции.
ЕСЛИ СТАТЬЯ БЫЛА ВАМ ПОЛЕЗНА, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!
СПАСИБО!
Автор статьи: Юлия Омельченко
Специально для проекта Artcolor.online
Comments